?

Log in

Пересечение четырех дорог

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> previous 10 entries
> next 10 entries

July 26th, 2011


togo
11:47 pm
Существуют удивительно обаятельные люди. Это истинное наслаждение видеть как они улыбаются и слушать, как разговаривают :) Ещё мне кажется, что Jill Mytton, у которой берёт интервью Richard Dawkins, не была бы настолько обаятельной, если не имела бы в детстве тот опыт, о котором рассказывает, хотя тут я могу и ошибаться.


(14 comments | Leave a comment)

July 24th, 2011


togo
12:37 am
Прекрасное интервью. Во всяком случае мне очень понравилось. Richard Dawkins берёт интервью у Father George Coyne. Father, нужно сказать, такой прогрессивный (вот, скажем, не верит в душу) и вообще астроном. Но при этом очень мудр. Dawkins удивительно тактичен и трогателен, и ... и остр как лезвие (достаёт собеседника трудными вопросами). Собеседник, как я сказал, отвечает мудро, но иногда ему приходится "пропускать удары" (хотя это не удары никакие, Dawkins удивительно трогателен). На протяжении всего интервью хочется объяснить Докинзу, наконец, в чём он неправ. Хотя в сущности они оба правы. И оба неправы :) И да, они там говорят о personal history :)


(10 comments | Leave a comment)

May 1st, 2011


togo
09:04 pm
Даю здесь ссылку на обсуждение в философском сообществе ЖЖ моей статьи про свободу воли (журнал КИП).
http://ru-philosophy.livejournal.com/1209600.html

(3 comments | Leave a comment)

April 24th, 2011


togo
01:01 pm
Выношу сюда свой комментарий в журнале macroevolution к "анонсу" его новой книги.
Ясно, что геном меняется в заданном направлении пока работает естественный отбор. Пусть организм есть машинка для выживания репликаторов (по Докинзу). Дальше рассмотрим группу. Если в группе сложились механизмы (практики) типа "подавления эгоиста", "узнай своего" и подобные, то группа уже становится единицей отбора. Групп много, так что вполне можно допустить что они "отбираются". Это не противоречит Докинзу -- группа становится машинкой для выживания репликаторов, но уже тут появляются вопросы, ведь культурные практики не определяются напрямую геномом (хотя разумеется и связаны с ним коэволюцией). Но ещё один вопрос появляется тогда, когда группа становится такой большой, что ей уже не с кем конкурировать (некоторые институции работают, например, на уровне государства). Государство может воевать с соседями время от времени, но это в принципе уже не достаточно для отбора (в конце концов на "острове" остаётся вообще одна "единица" и ей будет не с кем конкурировать). Ну так вот, при этом -- поведение этой единицы не перестаёт изменяться (в сущности каждая деревня имеет свою траекторию развития -- возможно не ограниченную во времени). Но это уже не отбор. Это уже какая-то хитрая динамика, в согласии с которой меняется форма жизни.

Вопрос заключается в том, на какой из этих стадий складывается то, что мы называем альтруизмом у человека. Если на последней, то биологическая эволюция тут как-бы уже отходит на второй план. На мой взгляд это очень нетривиальный вопрос. Что Вы по этому поводу думаете?
PS: Одна задача, как известно, может решаться разными способами. Возможно, животное запрограммировано в какой-то ситуации на альтруизм, но человек проявляет себя в альтруистическом поведении по другому -- в том смысле, что помогает сам. В этом смысле, он делает это "другим способом". Но более того, на мой взгляд, даже и задачи (а лучше сказать феномены) о которых тут идёт речь различаются.

PSS: Фраза "Мы в самом деле можем быть добрыми, щедрыми, великодушными и гуманными. По-настоящему. До самых базальных ганглиев" возможно и потрясающая, но сомнительная :) По-настоящему это на мой взгляд "от сердца", а не "до самых базальных ганглиев".

(10 comments | Leave a comment)

April 8th, 2011


togo
03:58 pm - статья
В журнале
Культурно-историческая психология №1, 2011
опубликована моя статья
Маркевич В.В. Является ли свобода воли изобретением эволюции?

АННОТАЦИЯ
Как известно, Л. С. Выготский считал волю одной из высших психических функций, а к жребию относился как к элементарному волевому акту. В данной статье рассматривается возможность применения теории Выготского в целях разрешения известной загадки, связанной с представлением, что свобода воли противоречит естественнонаучной картине мира. Автор статьи полагает, что причина проблем, возникающих при рассмотрении этого вопроса, кроется в неправильном понимании функций механизма свободы воли. В рамках конкретного разрешения парадокса в статье подвергается анализу теория жребия. С целью придать этой теории завершенную форму выдвигается гипотеза о «практике индивидуального решения» — институции сложившейся в ходе эволюции культурных практик. На основании разработанного подхода оспаривается аргумент «от эпифеноменализма», выдвигаемый Джоном Сёрлем против сосуществования причинности на нейробиологическом уровне и свободной воли.


(Leave a comment)

April 6th, 2011


togo
02:01 pm - shared intentionality
Продолжаем "исследовать" людей, которые занимаются проблемами сознания :)

Michael Tomasello. Давно хотел познакомиться с работами этого исследователя. И вот прочитал его книгу "Origins of Human Communication" 2008. В принципе эта книга написана на ту же тему что и моя. Tomasello пишет об эволюции культурных практик, о происхождении языка и тому подобных вещах. При этом наш категориальный аппарат сильно отличается.

Отправными точками для Tomasello служат shared intentionality, joint goal, joint attention и тому подобные вещи, которые на мой взгляд сами требуют объяснения. Тем не менее, этот ракурс рассмотрения очень важен. В каком-то смысле эти понятия у Tomasello и моё понятие высказывания связаны друг с другом (неплохо было бы в этом разобраться), хотя у Tomasello понятия высказывания как такового нет.

Как и другие авторы, Tomasello постоянно использует концепцию "я" как некую заданность и не пытается её проблематизировать. Вообще же мне кажется, что моё исследование начинается там, где исследование Tomasello заканчивается :)


(Leave a comment)

February 13th, 2011


togo
11:13 pm
К своему стыду ничего не читал из Пятигорского, но вот слушать его мне очень нравится :)
[...] обычная отговорка недоучек -- это я знаю по своим детям -- "да этого никто не знает" -- а на самом деле, вещей, которые никто не знает осталось очень мало [...]



вообще там целая серия лекций

(Leave a comment)

February 5th, 2011


togo
03:05 pm - the co-evolution of language and the brain
Продолжаем "исследовать" людей, которые занимаются проблемами сознания :)
Terrence W. Deacon
The symbolic species: the co-evolution of language and the brain

Идея коэволюции языка и мозга (я бы сказал шире -- культурных практик и тела) весьма привлекательна. Поэтому я тут решил посмотреть, что писали на эту тему. Однако боюсь, что мне не хватит терпения прочитать "The symbolic species" от начала до конца. Если эта книга писалась для специалистов, то почему так много пространных примеров, отступлений и пр., если для широкого читателя, то 500 стр. вполне такого занудного текста (на английском языке) пожалуй многовато.
В принципе, там много всякой информации, но какой-то связывающей новаторской идеи мне кажется там нет. Идея символизации (знаков, поддерживающих друг друга) и мысль о том, что способность к этой символизации как-то закреплялась в мозгу, как таковые не являются тем, на что можно было бы вот так запросто отреагировать. Хотелось бы какой-то определённости. Возможно я всё-таки буду ещё продираться через этот текст и напишу что-нибудь более вразумительное об этой книге (кстати, кто ещё из исследователей занимался этой тематикой?).

Вообще же, общая картинка происхождения языка у Дикона (может быть за исключением самой идеи коэволюции) весьма отличается от моей собственной версии.

Вот тут, кстати, есть конспект этой книги.
http://www.socio.su/blog.php?user=Sergio&blogentry_id=403


(3 comments | Leave a comment)

February 2nd, 2011


togo
07:29 pm
Вот такое мнение. По-моему интересное интервью.
Нина Владимировна Брагинская.
Интересный человек.

http://www.polit.ru/analytics/2010/02/10/science.html

(3 comments | Leave a comment)

January 30th, 2011


togo
07:59 pm
Профессор John R. SEARLE, как известно, входит в число исследователей, которыми интересуется наше сообщество (в основном, мы почему-то заняты его критикой). Кроме того, он читает лекции в The University of California, Berkeley. Эти лекции выкладываются в интернет. Этой осенью он читал Philosophy of Language. Я пока послушал только первую лекцию и мне понравилось :)

http://webcast.berkeley.edu/course_details_new.php?seriesid=2010-D-67271&semesterid=2010-D

А сейчас он читает Philosophy of Mind, и последняя лекция была прочитана в этот четверг :)

http://webcast.berkeley.edu/course_details_new.php?seriesid=2011-B-67256&semesterid=2011-B

Целиком Philosophy of Mind можно слушать в версии прошлой весны.

http://webcast.berkeley.edu/course_details_new.php?seriesid=2010-B-67280&semesterid=2010-B

P.S. Во второй же лекции он рассказывает анекдоты об отношениях между Витгенштейном и Остином

(Leave a comment)

> previous 10 entries
> next 10 entries
> Go to Top
LiveJournal.com